Не подскажете, который час
– не подскажу, а лучше расскажу
Случайно у одного знакомого я увидел пожелтевший экземпляр газеты "Котовская реклама" вышедший в тираж этим летом. Под фотографией нового киоска в центре города, где на втором этаже установлены электронные часы, красовалась ехидная заметка анонимного автора о том, что часы, расположенные в центре города о времени молчат и предлагают жителям города не торопясь попить кофе, и подремать на лавочке. Сразу видно, что автор этих строк не удосужился разобраться в проблеме. Ему ведь и не нужно было ничего выяснять. Не тот стиль публикаций. Ведь проще констатировать факт, чем досконально всё выяснить. Поэтому я и хочу рассказать историю двух поколений котовского "Биг Бена".
Первые наши часы были смонтированы и установлены на перекрёстке улиц Старого-Борисова, проспект Котовского в начале восьмидесятых годов. Инициатором установки часов, циферблатами смотрящих на все стороны города, был директор Котовского районного узла связи Гнатюк Леонид Анатольевич. Благодаря его инициативе, настойчивости, желанию сделать наш город ещё красивее и появились эти часы, Место их установки также было выбрано очень удачно. Ведь известно, что все дороги ведут в Рим, а у нас в городе все дороги ведут к железнодорожному вокзалу.
Вспоминаю, как будучи ещё школьником, а потом студентом, частенько сверял по ним и свой ритм жизни. А как было удобно, идя на поезд, посмотреть на часы, чтобы сориентироваться: не опаздываем ли?! Взглянешь на часы, "переведёшь дух", или наоборот побежать на вокзал во "всю прыть". Скольким котовчанам и гостям нашего города часы помогли не опоздать к поезду.
Позже, мне как молодому инженеру, пришедшему на роботу в районный узел связи, довелось узнать, как устроены эти часы и познакомиться с замечательными людьми, которые их обслуживали. На то время это был дорогостоящий механизм, сочетавший в себе механическую и электрическую часть. Механизмы часов установили на циферблатах из стекла. Циферблаты и механизм часов от влаги и пыли защищали металлические рамы со стеклом 5мм. «Сердцем» часовой системы были точные механические часы с минимальным приделом регулировки – одна секунда. Вся система управления находилась в помещении с круглосуточным дежурным персоналом. От системы управления к часам проложили два кабеля питания и управления шаговыми электромоторами. Отвечал за точность хода и ремонт начальник цеха междугородней связи Шахрай Руслан Дмитриевич. Установка времени производилась два раза в сутки при приёме смены дежурными электромеханиками.
За тридцать лет службы случалось всякое. Выходили из строя шаговые двигатели, ломались шестерёнки механизмов, после электрификации железной дороги "блуждающие токи" привели к электрической коррозии оболочки кабеля управления. Но самым обидным было менять стёкла, разбитые просто так, сдури, некоторыми местными маргиналами. Однако, самым серьёзным врагом для часов стало, как это ни странно, именно… само время.
Развал "союза", свёртывание производства, ликвидация предприятий привела к полному отсутствию запасных частей для ремонта. Постепенно приходилось останавливать отработавшие свой ресурс механизмы, дающие слишком не точный ход.
В 2010 году, как нам тогда казалось, часы остановились навсегда.
С предложением монтажа новых электронных часов к Ковалю Александру Алексеевичу, на тот час руководителю нашего предприятия и обратился начальник участка эксплуатации станционных сооружений Яковлев Сергей Александрович. Он разработал и предложил схему часов на светодиодах. Для удешевления проекта использовали задающие часы китайского производства. На одни только часы необходимо было купить 600 светодиодов диаметром от 8 до 10 мм.
Финансовую и организационную сторону проекта взял на себя Коваль Александр Алексеевич. Светодиоды покупали в Николаеве и Одессе, так как на одном радиорынке просто не было такого количества – 1800 штук.
На монтаж схемы, проверку роботоспособности было потрачено около двух месяцев. Некоторые узлы приходилось разрабатывать буквально на ходу, как говорят "на колене". Здесь в полную силу проявилась изобретательность Константина Филодорова. Часы были собраны и вновь запущены как подарок к 125-тилетию города Котовска. С большим уважением хочу назвать фамилии наших земляков, тех скромных тружеников, кто осуществлял монтаж – это электромеханики Филодоров К. А., Ряжев В.М., Добровольский В.Н., Цуркан И.С.. Циферблаты покрасил начальник транспортного участка Бояджи В.И. И на сегодняшний день эти порядочные люди продолжают безвозмездно обслуживать городские часы, не требуя ничего взамен, у каждого из них есть своя профессиональная гордость, гордость за своё детище, гордость за наш любимый город!
Летом этого года, часы не работали две недели. Китайские "задающие" часы, и этого следовало ожидать, дали сбой. Время потратили на поиск новых задающих часов с более надёжной схемой, а также денежных средств на их покупку. Я уверен, что нашим часам предстоит долгая жизнь, ведь сегодня наш "Биг Бен" не только олицетворяет главные часы города, но и служит местом встреч и свиданий молодого поколения котовчан.
И как говорил Томас Манн: "Время драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, добрее и совершеннее."
Виктор Квятковский, депутат Котовского городского совета
материал из газеты "Из
рук в руки". - 2011. - 16 ноября (№46)