Тилигульская катастрофа или Бирзульская ходынка
Перед первой империалистической войной в 1875 году маленькой непреметной Бирзуле довелось прославиться на всю Россию. В девяти километрах от станции произошла печальной известности Тилигульская катастрофа - одна из крупнейших катастроф в истории железных дорог Российской империи — крушение товарно-пассажирского поезда на границе между Подольской и Херсонской губерниями. ( Местность у украинского села Борщи и ж/д платформы Борщёвка — предполагаемое место Тилигульской катастрофы).
Из Балты в Бирзулу шел поезд с новобранцами. Путь оказался в неисправности. Локомотив сошёл с рельсов, взял влево по обрыву насыпи, покачнулся и полетел вместе с 11-ю вагонами новобранцев, двумя вагонами с пассажирами 3-го класса и платформой с пшеницей и кукурузой, принадлежавших частным лицам. Вслед за одиннадцатью вагонами полетело 5000 пудов хлеба. В результате крушения и возникшего пожара погибло около 140 новобранцев (из 419) и около 120 получили увечия. «Когда мы приехали на место, то мы нашли, что та часть поезда, которая свалилась под трубу вся сгорела дотла; другая же часть, которая была около трубы, когда мы приехали, была уже поднята и многие раненые были уже свезены на станцию Бирзула. Таким образом, в Бирзулу была отвезена часть новобранцев, большая же часть их сгорела дотла, так что под насыпью, то есть под трубой, остался только пепел. Конечно, картина была чрезвычайно грустная. Случай был ужасный. Так как это был случай, выдающийся по количеству, жертв- небрежно замечает царский министр Витте в своих мемуарах - то он обратил на себя особое внимание».
Низкое качество строительных работ на железной дороге указывало на главных виновников катастрофы, в том числе и на самого графа Витте, ибо он в ту пору являлся начальником движения на Одесской дороге. Но граф отделался легко, получив по суду четыре месяца заключения, к тому же, сумев избежать и этого наказания. Тюремный срок Витте был заменён двухнедельной гауптвахтой. В последующем он стал управляющим железной дорогой и переехал в Бухарест.
По поводу катастрофы на Одесской железной дороге корреспондент «Биржевых ведомостей» пишет: «От проезжавших по Одесской железной дороге вы постоянно услышите, что ещё странно, как катастрофы в роде недавней не случаются чаще. Насыпь у станции Бирзулы всегда грозила опасностью. Проезжая по ней черепашьим шагом, пассажиры постоянно могли на досуге наблюдать, как внизу насыпи копошились десятки возов и лошадей, подвозивших мусор и землю для укрепления насыпи, вечно осыпавшейся и оседавшей. Дешевизна постройки при бесконечном ремонте обошлась строителям дороги дороже, чем если бы они сразу сделали чугунный мост.»
Трагедия нашла свое отражение и в художественной литературе. О ней упоминают в своих произведениях Всеволод Гаршин в рассказе «Трус» и Алексей Карцев в романе «Магистраль»:
«Он открыл глаза, когда весь поезд был уже в овраге, под насыпью. Дико выли, стонали люди, обломки вагонов громоздились над мертвыми и ещё живыми, и над всем свистели метели, и снег летел в небо, как дым. Новобранец хотел вздохнуть и не мог. Он лежал под горой из железа и дерева, и вдруг увидел, что эта гора — очаг. Огненные языки метались повсюду, трещали доски, шипел снег. По дну оврага, под самой Тилигульской насыпью была каменная «труба» — для стока весенних и дождевых вод. Поезд горел, и ветер сильно и быстро раздувал огонь в трубе, как в топке камина. Новобранцу вдруг обожгло бок, он закричал и зашевелился под обломками и, крутя головой, увидел, что справа и слева вместе с деревом горят люди и куски людей…Когда на место аварии приехали начальники-инженеры, почти весь поезд сгорел до тла. Даже самые трусливые из российских газет требовали беспощадного суда над дорожным мастером и его начальниками. Мастер исчез, а начальникам присудили по четыре месяца тюрьмы заочно, так как начальники не захотели явиться в суд. Но тут началась война, и начальников, как людей, незаменимых для перевозки солдат, освободили от наказания.»
За эту катастрофу Витте получил прозвище Герцог Тилигульский. Кстати в период деятельности Витте на железнодорожном транспорте (с 1889) в российских пассажирских поездах впервые появились металлические подстаканники, сохранившие свою форму по настоящее время. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.
Тилигульская катастрофа получила название в народе как «Бирзульская ходынка».