ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАРОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ХІХ ВЕКА ОТ 436 ВЕРСТЫ ОТ КИЕВА (БИРЗУЛА) ДО 464 ВЕРСТЫ (МАРДАРОВКА)
"На 436 версте от Киева и в 176 верстах от Одессы находится станция Бирзула, к которой примыкает Елисаветградская ветвь, служащая соединительным звеном между главной линиею Юго-Западных и Харьково-Николаевскою железною дорогою.
В железнодорожном отношении Бирзула далеко не из последних центров; здесь находится основное депо, имеется народное училище, содержимое на средства Юго-Западных дорог; железнодорожная колония в Бирзуле насчитывает 2000 человек.
Вокзал в Бирзуле, построенный еще во время существования Общества Одесской железной дороги, хотя с тех пор и подвергался некоторым исправлениям и перестройкам, но в последнее время оказался неудовлетворяющим условиям возросшаго пассажирскаго движения. Поэтому в 1897 году была предпринята капитальная перестройка и уширение станционных зданий и построек.
На станции Бирзула находится построенная на капитал собранный служащими на Юго-Западных железных дорогах церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и в память чудеснаго спасения 17 октября 1888 года Государя Императора Александра III и Его Августейшаго Семейства. Церковь построена на участке земли, отведенной для этой цели удельным ведомством.
В 15 верстах от станции по речке Тростянце (приток Ягорлыка) расположено имение Кульная, принадлежащее помещикам Юрьевичам; почва здесь сравнительно гористая, с наклоном к юго-западу, родит отличную кукурузу, табак и даже хороший виноград; помещикам Юрьевичам принадлежат также соседния селения: Нестоите, Колбасная и Дубовая; все имения Юрьевича обнимают площадь в 19.200 десятин и в прежнее время входили в состав Ягорлыцких имений князей Любомирских.
От Бирзулы рельсовый путь идет на юг с легким уклонением на восток, постепенно удаляясь от р. Ягорлыка, составляющей границу Подольской губернии, и все более и более вдаваясь в степныя пространства Херсонской губернии. Единственною растительностию вдоль линии являются густыя насаждения акации, сделанныя железнодорожным управлением по обе стороны пути в пять, шесть и более рядов для защиты линии от снежных заносов. До устройства этих насаждений, снег, бывало, зимою заносил в небольших выемках путь до того, что прерывал движение на несколько дней.
В настоящее время, благодаря искуссно разставленным зимою подвижным щитам и живым насаждениям, а также усовершенствованным снежным плугам — перерыв движения на Юго-Западных железных дорогах, вследствие заносов, является редкостию и то на непродолжительное время.
На 448 версте от Киева и в 165 верстах от Одессы расположена станция Чубовка, лежащая среди обширной равнины. Станция Чубовка, сама по себе, не останавливает внимания и является весьма ординарною станциею, каких весьма много на юге России. В 17 верстах от Чубовки при местечке Окны находится имение князя Анат. Евг. Гагарина, занимающее пространство в 10.000 десятин. Местность типично степная с глубокими балками и свойственными ей жарами и засухами. Главный интерес имения представляют четыре сада; из них один помологический для опытов и наблюдений над фруктовыми деревьями, а остальные три — промышленные плодовые, виноградные и лесные. Обширный питомник, где деревца выращиваются без всякой форсировки, чтобы заблаговременно приучить их ко всем почвенным и климатическим невзгодам. Искусственно разведенный в имении лес занимает более 30 дес.
Далее, в 21 версте от Чубовки находится сел. Черная, принадлежащее ныне бессарабским помещикам Суручанам с 2.675 дес. владельческой земли. Сел. Черная входило в состав Любомирщины и куплено было в начале нынешняго столетия у Любомирских помещиком Собанским. В 1830 году оно вместе с другими соседними землями принадлежало владельцу Ольгопольскаго уезда Александру Собанскому, позднейшему графу Де-Кибург, а также и его брату Изидору. В 1831 году имение Черная и другия значительныя имения были у Собанских конфискованы.
Наконец, в 41 версте от Чубовки при слиянии р. Ягорлыка с Днестром, расположено местечко Ягорлык. Входя в состав Любомирщини, Ягорлык, во время владения им князей Любомирских, с 27 поселениями составлял отдельный «ключ» и имел укрепленный замок, так как здесь проходила граница древней Польши, а потому окрестность постоянно подвергалась нападению татар и валахских разбойников.
В XVI столетии Ягорлыцкий ключ принадлежал Замойским, от которых в качестве приданаго перешел к Конецпольским. Ныне Ягорлык с 2550 дес. земли принадлежит одесским негоциантам Сикардам.
За Чубовкою рельсовый путь делает поворот на юго-восток и направляется к станции Мардаровке, лежащей в 464 верстах от Киева и в 148 верстах от Одессы. В соседстве с Мардаровкой, в 3 верстах, на берегу речки Кучургана раскинулось имение Перешоры, принадлежащее Евг. Харламп. Чикаленко. Имение это, заключающее в себе 2.000 дес., одно из лучших в Херсонской губернии в смысле применения интенсивной культуры; имеет завод лошадей рысистой породы и метисов клейдесдальско-рысистых, а также большой завод украинскаго сераго скота. Кроме того, устроен питомник лесных пород: акации, ясеня, клена, ильма; ежегодно засевается и засаживается 5 дес. леса."
"Бирзула, станция линии Киев-Одесса, служит исходным пунктом Елисавеградской ветви. Общий вид пересекаемой рельсовым путем местности представляет широкую равнину, изрезанную реками, речками и ручьями, с изредка разбросанными крупными селами и множеством хуторов, разсеянных по берегам вод и тонущих в зелени садов. Полотно дороги пересекают местами характерные южнорусские овраги и балки; из окон вагона видны поля, сменяющиеся временами луговыми пространствами; вдали мелькнет крест колокольни сельской церкви и снова поля, то под паром, то засеянныя пшеницею, составляющею главный продукт производства этой местности. Лесов нет: пред путником широкая, необъятная Новороссийская степь.
На 21 версте от Бирзулы лежит станция Балта, в 8 верстах от которой находится уездный город Подольской губернии Балта. Это довольно плохо обстроенный и грязноватый городок с населением до 25.000 душ обоего пола, раскинувшийся по обеим берегам р. Кодымы, притока p. Буга."
На фото - посещение Николаем II станции Бирзула в декабре 1904 года